понедельник, 6 декабря 2021 г.

6 декабря 2021

 Вчера было рабочее настроение, обработал 6 страниц по 30 видео. Зато сегодня нет желания продолжать, пожалуй отдохну. Вечером сгорела фитолампа. Такая как на фото. Посмотрел по истории покупок - в работе с мая прошлого года. Остальные 5 пока работают. Горела по 14 часов в день. Это получается 7500 часов при заявленных не менее 50 тысяч. Очень плохой результат. Это побудило меня немного пографоманить на тему светодиодных ламп. Ко мне первые светодиоды попали в руки где то в начале 1970-х годов. Погуглил сейчас "первый советский светодиод", пишут про АЛ102. Думаю нет, не он был первым. Мои были как капельки смолы, размером со спичечную головку и плоскими гибкими выводами. Упакованы по 10 штук на листочке, а листочки сложены в полупрозрачную плоскую коробочку. Ещё в коробке была бумажка с названием и параметрами. Лучше бы фото сделать, но поиски займут целый день с негарантированным результатом, хотя я точно уверен что они не выброшены. Светились тускло, жёлтым светом. Первое что я сделал это припаял светодиод через резистор к батарейке на 4.5 вольта. Были такие, назывались КБС, карманная батарея сухая. Смешное название. Светодиод потреблял настолько мало что светил он месяцами, потухал когда высыхала батарейка, в те времена срок хранения элементов питания был крайне мал, при покупке всегда смотрели дату изготовления, интересовались не годом, а месяцем. Один постоянно горящий светодиод поднадоел и был заменён двумя включёнными в плечи мультивибратора на двух транзисторах МП42. Теперь они перемигивались, и я засыпал глядя на них. Проработала эта мигалка долго, последние классы школы и время учёбы в институте. Батарейки менялись.
 Надо сказать что в светодиоды я сразу буквально влюбился. Маленькие по размеру, потребляют мало и в отличии от лампочек не перегорают. Ставил их во все свои конструкции.
До сих пор помню фразу из справочника по радиодеталям - светодиоды не склонны к внезапным отказам и имеют практически неограниченный срок службы при соблюдении установленных режимов эксплуатации. Слово "неограниченный" впечатляло. Забегая вперёд скажу что красный светодиод установленный у меня в выключателе в коридоре горит уже более 30 лет.
   Мысли о лампах освещения на светодиодах посетили меня видимо в тот момент когда я подключил свой первый диод к батарейке. Пробовал собирать гирлянды штук по 20 диодов. Светили, но тускло-тускло, о практическом применении как источнике света речи быть не могло. И вот на рубеже 2000-х в магазине Юлмарт я увидел в продаже первую светодиодную лампу. Цена была заоблачной, отзывы покупателей ужасные, но меня это не остановило, я её купил. Первое что неприятно поразило это мёртвый синеватый свет. Второе это её температура. Я по настоящему обжёгся когда решил её вывернуть сразу после выключения. Сразу подумал что долго она не проработает, ну не может в таком режиме лампа долго работать. Да и о какой энергетической эффективности может идти речь если столько энергии в тепло уходит. Предчувствия меня не обманули. Буквально через неделю лампа сначала замигала, а ещё через пару дней погасла. Наверное самым правильным было отнести её в Юлмарт и сдать по гарантии, но мне было интересно посмотреть как она устроена и я её разобрал. Это поставило всё на свои места. Внутри я увидел один светодиод криво прикрученный к подобию радиатора. И всё это великолепие замазано серой термопастой.
 Разобранная лампа дала мне критерии "правильной" с моей точки зрения светодиодной лампочки. Диод должен быть не один, их должно быть много и при работе лампа не должна нагреваться настолько сильно что ей нужен радиатор. Ламп таких в продаже я не увидел потому оставил всё до лучших времён. И вот однажды, придя на рынок "Каширский двор" увидел на прилавке две лампы. Одна грушевидная, как обычные лампы накаливания, вторая поменьше и шарообразная. Внутри много-много симпатичных отдельных светодиодиков. И явно никакого радиатора. Самое то что надо по моим критериям. Единственное что смущала это цена. Точных цифр не помню, прошло лет 20, но помню что стоили они раз в 20 больше ламп накаливания. Соотношение цен просто безумное. Но я что называется запал на неё. Продавец заметил моё внимание и спросил - интересуетесь? Да, интересуюсь. Я бы купил если можно сделать так, вы лампу включаете и она минут 15 светит, а я в это время погуляю по рынку. Затем подойду и потрогаю её, хочу оценить насколько горячая будет. Если умеренно горячая, рука терпит то покупаю. Можно так? Продавец посмотрел, видимо подумал что это его единственный шанс продать данное чудо и согласился. При мне достал из под стекла и ввернул в патрон. Лампа засветилась приятным жёлтым тёплым светом, а я пошёл гулять. Вернулся как и обещал через четверть часа. Лампа светит. Потрогаю? Пожалуйста! Я с опаской дотронулся и не то что не обжёгся, она лишь чуть тёплая! Даже горячей не назовёшь! Удивительно. Спросил продавца она горела всё это время? Не выключали? Нет. Чудеса да и только. Расплатился, спросил напоследок, если понравится могу ещё купить? Не думаю, их привезли на пробу 2 штуки, вы первый за месяц кто заинтересовался, по такой цене не будут покупать, заказывать не будем.

 Придя домой рассмотрел лампу. В ней 90 светодиодов, 8 столбиков по 10 и сверху ещё 10. Светодиоды не плоские как в современных лампах, а в прозрачных индивидуальных корпусах. В колбе отверстий нет. При работе едва тёплая. Китай, производитель Хамелеон. Отработала (и продолжает работать) эта лампа в моей рабочей комнатушке 20 лет по 12 часов в день. Не сгорел ни один светодиод. Вот это действительно "вечная" лампа. В продаже больше таких не видел, покупал "кукурузы" но это совсем иные лампы, никакого сравнения. А продукция Хамелеон очень даже ничего. У меня несколько других ламп их производства работает уже лет 5, претензий нет.
 А те фитолампы с которых начался рассказ работают в диких тепловых условиях, прикоснуться нельзя и это при том что у них достаточно правильный алюминиевый ребристый радиатор. Но внутри радиатора спрятана платка драйвера. Представляю каково ей. Сделал отверстия в пластике по кругу 6 штук. На ощупь чуть-чуть стало лучше. Но всё равно не радикально. Видимо так и задумано, на год хватает, а затем покупай новые. Лампа 3 доллара.

2 комментария:

  1. Интересно. А к нам в дом светодиодные лампы пришли только где-то в 2009 году.

    ОтветитьУдалить
  2. ну а мы сегодня на зюзино поедем и прочие!

    ОтветитьУдалить